-

Header

at 17/11/2011

Выступление на конференции о русской школе


Менталитет тесно связан с русской душой и русской идеей. Некоторые исследователи отмечают, что мир русской культуры рухнет, если её традиционная основа будет отделена и поставлена в один ряд с другими культурами.

Школа -- это матрица культуры. Она в высшей степени консервативна, и этим определяется её первостепенная роль в поддержании культуры, а, следовательно, и в развитии нашего общества.

Более десятилетия в наше сознание внедряется понятие, так сказать, "общечеловеческой культуры". Внушается, что раньше мы были малокультурными, и европейская культура, её ценности помогут нашему обществу развиться и выйти на международную арену. На мой взгляд, подобные утверждения в высшей степени несправедливы. Ещё Данилевский боролся с "общечеловеческой культурой", не уставая повторять, что это всего лишь ничем не обоснованное стремление Запада навязать свою культуру народам, стоящим вне её.

Важнейшей задачей вижу необходимость предохранить школу от подобного антикультурного влияния. Предохранить именно потому, что "общей системы народного воспитания не существует не только на практике, но и в теории, -- утверждал Ушинский, -- и германская педагогика -- не более как теория немецкого воспитания". Соответственно, в Русской школе должно быть воспитание, основанное на русских традициях, опирающееся на русскую ментальность. "Школа хороша только тогда, когда она осознала те основные законы, которыми живёт народ", -- писал Л.Н. Толстой.


С опорой на историю, на традиции русской школы возникла советская школа. Развитая отечественными педагогами система образования впоследствии получила признание во всём мире. Получила статус лучшей системы образования.

После распада Союза появилось множество образовательных концепций, течений. Многие из них активно "впитывали" в себя западноевропейские и североамериканские взгляды, ценности, идеалы, беря их за основу. С течением времени приобретённые "новшества" почему-то начали называться русскими ничего общего с западными не имеющими. К примеру, гуманистической подход. Он возник в Западной Европе в XVIII-XIX вв., и уже тогда Щапов заключил, что нашему народному мышлению свойственно реальное, а не гуманистическое направление. Так же не свойственна и популярная ныне ориентация на личность. Это не значит, что она не воспитывалась или с ней не считались. Нет, это мировоззренческая черта русского человека, наша ментальность, чуть ли не генетически закреплённое у нас признание "нашего" более важным, чем "моё". Ориентация на личность, индивидуализм характерны западному обществу, его идеологии в силу различных особенностей развития того общества. Как считал Н. Бердяев, "для России характерно и очень отличает её от Запада, что у нас не было и не будет значительной и влиятельной буржуазной идеологии".


Соавтор ЛОО, С. Кульневич утверждает, "что ЛОО принципиально не может быть порождением или продолжением советской системы образования". Так просто отсеивается значительная часть отечественных наработок, отечественного опыта, отечественной культуры. Напомню, что менталитет -- это культурно-историческое ядро народа. Выходит, что "забывается" часть истории, часть культуры. Тем более, что речь идёт о системе образования, добившейся немалых успехов, обладавшей значительной оригинальностью, самобытностью.

Для меня неприемлема концепция, согласно которой "общество всегда противопоставлено личности, как воплощению Божественного начала". На какие "Божественные начала" можно опираться? И где в христианской религии говорится о том, что созданное Творцом противоречит себе же самому? Разве это по-христиански? Непонятна необходимость смены мировоззренческой картины русского человека с общественной на личностную, да ещё демонизация общества как такового.


В ЛОО говорится о том, что она направлена на встраивание в культуру, а не на надстраивание над ней. Но возможно ли это, если она противоречит той самой культуре, в которую встраивается? Другой вопрос, что можно будет перестроить саму культуру и встроиться потом в неё. Тем более, что это перестраивание уже давно идёт. И не только, и даже не столько со стороны образования. Думаю, удар по школе будет последним ударом по культуре. Жаль только, что не услышан был Ильин, призывавший и обязывающий "идти своим путём, очищать своё сердце, укреплять своё созерцание, осуществлять свою свободу".

Должны и обязаны, потому "как всякий народ значительной судьбы есть целый космос и потенциально заключает в себе всё"! Так учил нас А.С. Пушкин.

Процесс всемерного навязывания всем народам западного менталитета и западной культуры как единственного образца "общечеловеческих ценностей" уже давно был назван критически мыслящими западными исследователями "макдональдизацией культуры", ведущей к дезинтеграции многих культур. Так что Россия, как и полтора века назад, снова стоит перед тем же выбором: "Есть ли исторический путь России тот же, что и Западной Европы, т.е. путь общечеловеческого прогресса и общечеловеческой цивилизации, и особенность России лишь в её отсталости, или у России особый путь и её цивилизация принадлежит к другому пути?" (Н. Бердяев).
13.04.04.

captcha