-

Header

at 16/04/2004

Между добром и злом

Какова граница между добром и злом?

Как утверждал один французский философ: "Человек находится на границе двух бесконечностей: с одной стороны -- бесконечное добро, с другой -- бесконечное зло"

Само-собой, человек сам выбирает, в каком направлении ему двигаться.

Лев Толстой утверждал, что нет абсолютно святых, нет и абсолютных злодеев. Можно лишь утверждать, что один человек преимущественно хороший, а другой -- преимущественно злой, делая вывод из обобщения большего числа их поступков.

Тоже, казалось бы, разумно. Но во втором случае можно сделать заключение, что определённой черты между добром и злом нет. Но она-то есть! Всю жизнь мы идём по этой зыбкой черте, на границе борьбы двух сил, и стараемся не упасть, при этом понимая, что нет абсолютных негодяев, как нет и идеальных людей.

Так в чём же дело?? Может именно в том, что человек всегда на границе...

Как вы считаете?
Комментариев: 6
  1. 2004-04-17 в 05:06 by Михаил

    Так ведь Толстой говорил не о том, что абсолютного зла и добра нет, а что нет абсолютных святых и абсолютных злодеев. Мне вот как-то довелось слышать точку зрения о том, что всякое зло "есть заблудившееся добро". (Такие взгляды бытовали среди хасидов, еврейской секты конца 18-го века.) Т.е., что даже и в дурных поступках можно отыскать искажённые и изуродованные представления о чём-то высоком. Не уверен, что это всегда так, но сама мысль мне понравилась. Особенно, наверное, полезно учителям об этом помнить...

  2. Учителям? Макаренко писал о том, что именно из "тихоней" "вырастают в людей вредоносных, а вовсе не шалуны и дезорганизаторы".

    Да и доброта бывает излишней, рождая как раз зло. В том-то и проблема данного вопроса в том, что сложно однозначно, что такое хорошо, что такое плохо. Вот и сиди, разбирайся... Макаренко, вон, ударил воспитанника, и лишь после этого заслужил уважение и безусловный авторитет. После этого у него вряд ли возникала в этом необходимость. И результаты его воспитания известны. Не одного предателя из его воспитанников во время ВОВ, никто из них не вернулся назад в лагеря и колонии... Зато многие немалого добились.

    Да и гении часто становятся из тех, кто едва учится вначале. Сразу, казалось бы, можно троечников и двоечников отсеивать за бездарностью (как это и делается кое где)....

  3. Меня немного смущает фраза "идет по зыбкой границе". Мы же не канатоходцы, а живем и ступаем по реальной земле, и принимаем большинство решений практически на бессознательном уровне, то есть у целостного человека нет борьбы двух сил, он просто принимает решение, на основании всего того, что в нем заложено. Есть и абсолютное зло и абсолютное добро. Другое дело, что люди нецелостные, не имеющие своих ориентиров ориентируются уже не на добро и зло как таковое, а по обстоятельствам.

  4. идет по зыбкой границе

    Ну а кто уверено идёт smile

    Всё остальное понятно, только вот откуда берутся эти "ориентиры"? Из воспитания (среды), исходят из целей человека? Не даны же они как данные, так ведь?

  5. Цели человека как раз из воспитания (среды) исходят. Как там в стихотворении - "вырастет у сына свин, если сын - свиненок". Повлияй на среду этого свиненка, может из него Энштейн вырастет.

  6. Да, исходят из среды. То, что задаёт среда, преследует нас всю жизнь smile Но и влиять всегда можно (в какой-то мере).

captcha